Дневник одиночного перехода Атлантики
6 июня 2022
В январе наши яхты, с командами пошли на Карибы. Обратный переход с Кариб так же был полностью укомплектован, и планировалось возвращение в Средиземное море. Помешала политическая обстановка, люди не смогли приехать. Я очень не хотел лететь, но капитана, готового в одиночку перегнать яхту с Кариб в Средиземку так и не нашел. Поэтому 6 мая в 6:00 утра вылетел из Лас Пальмаса в Париж и сразу на Мартинику. Перелет за один день до острова Мартиника очень тяжелый. В общей сложности, я был в небе 12-13 часов, сидеть после этого невозможно. На такси добрался в марину возле города Сант Анна, где на якоре стояли наши лодки и лодки друзей. Встретили меня хорошо, с салатом и ромом. На следующий день было еще лучше, мы опробовали гриль и жарили шашлыки на якорной стоянке. Аромат стоял на всю бухту, тяжело пришлось соседям с подветренной стороны. А дальше пришлось готовит лодку для перехода океана. Дел было много. Сначала навести порядок, потом купить продукты. Установить снятые паруса, проверить все узлы и детали. Оказалось не работает верхний ветроуказатель, тот который на мачте. Сутки разбирались, раз десять поднимались на мачту, обидно идти с новыми приборами, которые не работают. Как раз недавно, я поставил нижнюю новую часть ветроуказателя. Сделали, спаяли все провода и заизолировали, но корректно он так и не работает. Хорошо было бы выйти проверить лодку, но времени уже не осталось. Выходили вечером, пока заправились, залили воду, попрощались, все как всегда.
Это моя лодка, я покупал ее на верфи 11 лет назад. Но от лодки я отвык. Давно хожу на катамаране. А еще здесь новое паруса и много новых приборов. Привыкнуть не успел. Вышли на моторе, зашли за остров, поймали ветер, подняли паруса, а ветер сильный с порывами под облаками и иногда с дождем. В результате я всю ночь занимался настройкой парусов. Брал рифы и старался не выпасть за борт. Да уж, первая ночь была очень тяжелой. Истинный ветер 25-27 узлов, мы шли остро в бейдевинд. Кажущийся ветер ощущался как 30-35 узлов. Лодка лежала на боку ходить было невозможно, держался двумя руками и ногами, но все равно постоянно чем то ударялся. Иногда лодка взлетала с волны и ныряла во встречную. Волны перекатывались через всю палубу и возвращались в океан через кокпит. Брандерщит я не закрывал, но верхний сдвижной люк возле него постоянно держал закрытым. Трое суток мы шли с таким ветром и в таком положении. Текло все, что может протекать. Иллюминаторы пропускали особо большие волны, проводка возле мачты протекала, вход проводов от солнечных панелей тоже начал протекать, где-то по правому борту потекла леерная стойка. Вся лодка стала солёной и мокрой. Хорошо, что все это в тепле. Готовить в таких условиях очень сложно. Я по утрам кипятил чайник и изображая мартышку, пил кофе заедая бисквитами. Днём питался скоропортящимися продуктами. Мы ведь как всегда, на переход океана взяли двойной запас, а холодильник не работает. Точнее он работает, но электричества для него не хватает. Теперь маленькое отступление по поводу лодки. Я сначала подумал было, что она старая и поэтому течет. Но, во первых все протечки я впоследствии устранил, а во вторых уже пройдя океан, разговаривали с людьми с других яхт и катамаранов. Такое же состояние было у всех лодок, несмотря на новизну судна. А на одном катамаране даже выбило боковой иллюминатор и пришлось фанерой закручивать проем.
Шли двумя лодками, спутниковая связь только у меня, поэтому старались не теряться. Это очень просто, надо синхронизировать курс и скорость. С курсом просто, его выставляешь на автопилоте, а скорость регулируется парусами, тут можно поиграться.
Первые три дня шло привыкание и вхождение в автономный режим. Вахт у меня нет, а спать иногда надо. В океане с этим нет проблем если спишь чутко и регулярно просыпаешься. Я для этого сплю в салоне в неудобной позе, хочешь - не хочешь, а проснешься раз в час. Днём при хорошей видимости проще, можно валяться в каюте и даже поспать.
Из экстремального, за эти первые три дня случилось попадание в саргасовы водоросли, сквозь которые тянулся наверное километровый канат. Саргасы здесь везде, они плавают настоящими островами и при слабом ветре их проблематично преодолеть без мотора. Но в этот раз было необычно. С яхты, которая шла впереди, по рации сообщили, что намотали канат и лодка встала. Я принял левее и обходил яхту метрах в 300. Вдруг увидел, что в промежутках между саргасами тянется бирюзового цвета канат. Мотор у меня не работал, значит на винт я не намотаю. Но канат зацепился за киль и так красиво с обеих бортов лодки стал тянуться за мной. Попался! Вторая лодка уже запутавшаяся в этом же канате пыталась освободиться маневрируя. Я взял на ветер и скинул скорость. Была опасность, что наши две яхты спутанные канатом могут встретиться и протаранить друг друга. Но, к счастью мой канат соскочил с киля и не зацепился за винт или перо руля. Вторая яхта тоже быстро освободилась и уже ложилась на курс, как снова запуталась в канате. На этот раз капитан Валентин вытащил его с кормы и не ныряя обрезал канат. А сегодня, в наш 4 день похода, он нырнул и освободил винт от каната. Ветер сегодня ослаб до 15 узлов. Все это Валентин сделал в дрейфе, пока я ремонтировал грот и медленно шел на моторе против ветра.
Сейчас мы идём параллельными курсами под полными парусами. Сегодня воскресенье 15 мая. Впереди нас ждёт зона штиля. Это обычное явление между ветром дующим с востока в сторону Кариб и ветрами выше 20-30 параллели.
Рыбу не ловлю. Здесь есть тунцы и махи-махи, но без холодильника, зачем мне большая рыба. Возиться с ней, засаливать или вялить, так вся лодка будет грязная. А мелкая рыба ко мне сама залетает. Только что на палубе поймал летучую рыбу. Маленькая, выбросил за борт. Пойду консерву открою.
5 день. Вот так консервами и питался. Даже салат не делал из расчета , что пережую и перемешается. Это я про вечер: банка горошка, яйцо и колбаса сырокопченая все это вприкуску. Ветер все слабее. Подходим к зоне штиля. Лодка идёт прямо, почти без крена. Дел можно сделать много, но дел мало, все уже переделаны. Поджал иллюминаторы, подкрутил винты, убрал воду, почитал, поспал, собрал урожай с палубы - две летучие рыбы на сегодня. Становится скучно без ветра. А ещё боремся с программой на телефоне. Настраиваем по рации мою программу, что бы видеть вторую лодку по АИС. Много времени занимает, это хорошо.
Программу настроили, теперь у меня в телефоне карты, АИС и все удовольствия современного картплотера. Все это работает без проводов.
Кроме сна и еды удалось сделать ещё много полезных дел, постираться, помыться, как космонавты, и важное дело переставить палец привода автопилота. Он ужасно шатался и мог просто оторваться, а мне пришлось бы рулить руками.
На обед решил поесть пюре с мясной консервой, типа тушёнки. Консерва оказалась вкусная, напоминала котлету. А с пюре все пошло не так гладко. Оказалось, я набрал сухого пюре, но не взял к нему сухое или долгоиграющие молоко. Развел пакетик водой. Получилось пресновато, попробовал смешать с майонезом, стало ещё хуже. Вообщем, пюре пришлось на 2/3 отдать рыбам. Только из этих 2/3 им досталась наверное 1/3. Мне было очень лень выходить наверх и я запустил в океан пюрешку, не поднимаясь в кокпит. Понятное дело, она в полете расформировалась и часть приземлилась на баночку, как раз на шкоты стакселя.
Пока вытирал, нарисовалась новое событие. Вторая яхта вдруг сменила курс и пошла мне наперерез. Запросил по рации. Оказалось они разглядели слева какой то оранжевый буй. Стали подходить ближе. А любая вещь найденная в океане по морским законам - это Приз и принадлежит нашедшему. Пока шли гадали что это: американский буй прослушки по которому можно непосредственно президенту Америки сказать все, что ты о нем думаешь или закладка контрабандистов с алмазами или мафиозный с непотребным порошком. Оказалось просто оранжевый буй с маленьким кранцем и длинным концом веревки. Брать не стали, сеанс связи с Президентом опять не состоялся. На всякий случай координаты буя 25*49,5N 57*22,2W, но он дрейфует, глубина 6 тысяч метров. Идём дальше. По европейскому времени уже 20.30 а у нас светло, день. Нам ещё несколько часовых поясов надо пройти.
6 день пути, 17 мая 2022. По всем прогнозам ветра нет, а мы идём 8 узлов с хорошим ветром. На второй яхте появилось задымление, стали искать причину, выключили все приборы. Оказалось кабель солнечных панелей закоротил, устраняют, но взволнованы. У меня вроде всё ок. Сегодня буду разбираться с ветроуказателем. Ночью спал как обычно, в неудобной позе на пяточке возле стола, что бы просыпаться и контролировать. Погода была тихая и в середине ночи перебрался в каюту. Ляпотааа, но просыпаться для контроля лодки очень тяжело. Приснилось, что мы купили бочку пива, старую, советских времён, жёлтую на колесах. Наверное Жигулёвского пива. После такого сна просыпался с трудом.
Встретили попутный катамаран, идёт на движках потихоньку, нас догоняет. Мы под парусами делаем 5 узлов. Катамаран без активного АИС, так что узнать откуда и куда нереально. День прошел почти в штиле, еле-еле скорость доходила до 5-6 узлов, к вечеру все скисло до 2-3. Паруса похлопывают на мелкой волне, есть желание убрать их совсем. Связались с Большой землёй, обещают, что ветер догонит, а штиль уходит на Восток. Так что нам нет смысла ускоряться в сторону Востока.
Наверное час говорили по рации со второй яхтой. Пока в низком иллюминаторе, я вдруг не увидел встречное судно. Надо же, не по АИС, а визуально. Все, что можно сделать по лодке уже сделал, даже помыл микроволновку. Что ещё делать в штиль, на мачту? Надо перебрать ветроуказатель, но один не залезешь, а со второй яхты поднимать капитана тоже не прикольно. Сделаем на ближайшей якорной стоянке. Без фанатизма. А сейчас подойду ко второй яхте возьму сухое молоко для пюре на завтра . За молоком зашёл с кормы с включенным двигателем. Под парусами обе яхты. Подошёл носом на метр, капитан забросил мне молоко и я дал задний ход, что бы яхты не стукнулись. Все прошло без замечаний. Сейчас вечер, штиль. Удивительная тишина над океаном, только изредка паруса похлопывают на незаметной волне. Но такой тишины в городе точно не бывает. На много миль вокруг только наши две яхты.
7 сутки. Несмотря на тишину и вечерний штиль ночь была ужасной. Мы скинули паруса на двух яхтах и легли в дрейф что бы выспаться. Ветра всю ночь почти не было, но появилась мелкая незаметная волна и когда яхта вставала к ней бортом, лодку качало, как Ваньку встаньку. Я перекатывался по каюте и все время просыпался. А ещё вечером мимо нас прошёл на движках катамаран с французами. Мы с ними разговаривали по рации, сейчас они где-то далека впереди. День сегодня не особо солнечный иногда моросит дождь, но тепло, я всё ещё в одних шортах. Весь день только ел и спал, полезные дела закончились. Нет, я могу что-то помыть, но для ремонта нужны условия, инструменты и специальные детали. Зато еда была сегодня вкусная. Молоко, полученное с соседней яхты, не пропало даром. Замесил пюре с молоком и развел кипятком, вкусно, как настоящее пюре. Почему интересно сразу так не разводят. К пюре открыл какие то местные шпроты под названием сардина в масле, приемлемо. Идём почти попутным ветром, слегка качает, скорость около 5 узлов, что вполне приемлемо.
8 сутки. Ветер держался почти до обеда. Потом опять наступил штиль. Я весь день занимался ветроуказателем и наполовину победил его. К вечеру он правильно показывал направление ветра, а силу ветра пока не показывает. Перед закатом возле нас прошёл большой сухогруз курсом на Карибы, потом мы поймали несильный ветер из под тучи, поставили паруса и пошли на север. Если проскочить зону штилей там дальше сильные ветра и ураганы, а ещё там жутко холодно. Пытаемся получить прогноз с земли.
9 сутки. Самое большое заблуждение тех, кто хочет перейти океан или подсказывают, как это сделать, но сами не делали, они стараются искать зоны, где меньше ветра. А для яхты нужен ветер и не слабый, узлов от 10-15, тогда у нее будет нормальный ход 7-8 узлов и больше и время перехода океана станет вполне приемлемым 2-3 недели. Вообще то обычная практика для перехода с Кариб в Средиземку, это подняться на Север до Бермудских островов и оттуда повернуть на Азоры. Это классика.
Мы придумали свой новый путь. Проходим зону штиля на буксире. У моей лодки скорость больше, а расход топлива меньше. Я взял вторую лодку на буксир 100 м. и мы со скоростью 3.5 узла идём на обратную сторону штилевой зоны.
10 сутки. Весь вчерашний день и всю ночь океан, как зеркало. Буксирую яхту. Вчера на закате чуть не поймали махи-махи 3-4 кг. Сорвалась перед самой яхтой. Выходим на судоходные пути. Впереди танкер идёт с Америки в ЕС, сзади прошла яхта. Океан красив при штиле. Как в зеркале отражаются облака, закат вчера и восход сегодня были великолепны. Вчера пожарил на обед картошку, которая начала прорастать. Отлично получилось, как дома. От нечего делать занимаюсь всякими необычными вещами. Например помыл газовую плиту, почистил крепления для посуды, подвязал верёвочки на крышках баночек в кокпите. Невозможно только есть, спать, читать и смотреть фильмы. Хочется что то делать, особенно когда не качает, и отличная солнечная погода. Пока иду на моторе у меня много электричества. Заряжаю все, что есть. А холодильник не просто так включил. Положил туда 5 или 6 банок воды по 5 литров. Сейчас они охладятся, теплоемкость воды хорошая, будут ещё несколько дней отдавать холод при выключенном холодильнике.
На соседней лодке, которая тянется за мной на буксире поймали махи-махи. Приготовили обед и позвали меня. Пришлось оставить мою лодку на автопилоте, прыгнуть в океан и вылезти к ним на лодку. А обратно добирался по канату. Только сначала вытянул часть буксирного каната так, что бы мне меньше было выгребать. Прыгнул с канатом в руках в воду и перебирая руками, добрался до своей лодки. Все обошлось, некоторое время моя лодка шла без капитана. Вода теплая, плавал с открытыми глазами, мало ли акула. Но акул не видел. Весь остаток дня так же тянул вторую лодку на буксире. Если немного добавить про ощущения, то с первого раза прыгать в океан без страховки в одних плавках, даже как то не получилось. Пришлось настраивать себя. Постоял на опущенной аппареле, представил все ключевые моменты моего заплыва и возвращения. Подумал, что на мастера спорта я сейчас может и не проплыву 100 метров, но 10-20 метров если яхта будет удалятся наверняка смогу выполнить такой норматив. Попросил с соседней лодки скинуть в воду конец, за который я зацеплюсь, когда буду проплывать. Сделал ход моей лодки поменьше, примерно узла два. Потрогал несколько раз воду, не холодная ли, потом уже залез в воду и оказался между яхтами. На некоторое время почувствовал себя утопающим или , наверное, правильнее спасаемым в океане.
11 сутки. До утра буксировал вторую лодку. Утром появился небольшой попутный ветерок. Решили перейти на паруса. Но не просто скинуть буксировочный конец, а передать на нем с той лодки для меня резервную канистру с топливом. А то я весь свой резерв залил вчера в бак. Кстати, для канистр у нас на каждой яхте есть небольшие помпы для перелива топлива которые работают от батареек.
Яхта шла всего три узла, конец болтался в море на 100 метров, к нему привязана канистра 20 литров. И вот всю эту конструкцию я вытягивал из океана руками, вместо зарядки перед завтраком. А потом поставили паруса и пошли с попутным ветром.
После обеда резко поменялась погода. Вроде бы все как вчера, но вчера было лето, а сегодня вдруг весна. На солнце так же жарко, но ветер холодный, а в океане плавают Португальские кораблики. Это ядовитые медузы с парусом и длинными щупальцами. Ходить босиком стало холодно, какие то может доли градуса, может пару градусов, но это уже не лето - весна или осень. Хорошо хоть впереди Средиземка и настоящее лето. Мы в судоходной зоне, на порядок увеличилось количество встречных судов. К счастью, мы с активными АИСами и нас обходят стороной.
12 сутки. Ночью шли с креном на правый борт. Я спал в салоне и все время скатывался на пол. Только утром нашел удобное место с опорой ногами в мачту. Весь день никого не встретили. Стало реально прохладно. Ветер не порывистый, но и не похож на океанский. Направление и сила часто меняются, приходится перенастраивать паруса. После обеда пошли попутным ветром, и я оставил только стаксель. Приличная скорость и грот не мешает ветру раздувать стаксель. По спутнику передали уходить на восток, Северо-Восток, так чтобы не потерять ветер. Так и пойдем по ветру до утра. Когда проверял стаксель, обратил внимание на три протертости на нижней шкаторине паруса. При сильном ветре или на порывах может порваться. Одел жилет, взял швейные принадлежности и сел на носу зашивать. Но затея не удалась, стаксель все время в движении. Я даже не успел закончить первую заплатку, как у меня сломалась иголка. Второй раз решил не экспериментировать. Лучше подготовлю запасной стаксель, который лежит в каюте. Там тоже надо кое что подшить.
Сегодня вкусно пообедал. Сделал салат из двух яиц, зелёного горошка, половины луковицы и сосиски из консервы. С майонезом и оливковым маслом, в которое я макал хлеб, пошло на ура.
13 сутки. Сегодня совсем обнаглел. Лег и спал в каюте, не стал мучить себя неудобными позами для регулярного просыпания. Уже привык, ночью и так просыпаюсь и контролирую обстановку. Вот только замёрз под простыней и пледом. Ветер, который с кормы задувал в салон был совсем не теплый.
А день прошел как обычно. Качало умеренно и пришлось искать себе полезные занятия. Наконец то зашил резервный парус, который лежит у меня в носовой каюте. Опять пару часов занимался ветроуказателем. При проверке появляется надпись, типа ищите контакт. Вот я его и искал, не нашел. Так и показывает мой ветроуказатель только направление ветра. Ветроуказатель, который показывает только направление, но не силу ветра полезен на 50%. Куплю к нему ручной анемометр. За сутки, как и в предыдущие прошли 131 милю. Распорядок дня у меня уже полностью наладился. Каждый день: полезные дела (если удается их придумать или найти, что ещё не сделано), трёх - четырех разовое питание, чтение, просмотр кинофильма, спорт типа бег на месте и отжимание. Воды у меня осталось наверное половина бака. Всего баков два по 170 литров, один бак закончился, но из-за качки стрелка так и показывает полный бак. Возможно, там есть ещё литров 20. В резерве ещё штук 20 бадеек по 5 литров. Надо будет перелить в бак.
14 сутки. Под утро нас догнал грозовой фронт. Проходить его ещё то удовольствие. Под черными тучами порывы ветра в два раза сильнее, чем тот с которым идёшь и направление может меняться. Если не приготовиться заранее можно порвать паруса. Но обычно, есть несколько минут перед порывами. Я успел выскочить подрифить стаксель и немного поменять курс. Потом закрыться в яхте и сидеть ждать когда все пройдет. Но пару раз все же пришлось под ливень выползать корректировать курс, что бы паруса не хлопали. По рации связывались с соседней яхтой, там тоже был аврал. К рассвету все закончилось и я опять лег спать.
Кстати о сне. Удивительное дело, здесь все время сняться полномасштабные, цветные и очень интересные сны. Вроде спишь урывками, но каждый раз новое кино. Очень интересно, но странно почему так. Особенно, когда мы проходили вблизи Бермудского треугольника. Точно, там какая то аномалия есть. До Азор осталось 840 миль.
15 сутки. Ночью ветер немного стих, и от большой океанской волны стал хлопать парус. Так он может порваться на раз два. Долго пристраивался к курсу, на котором будет безопасно идти, вторая лодка за это время ушла на пару миль вперёд. Пришлось по рации будить капитана и просить зарифиться, что бы догнать его. Потом спал до утра в каюте, пригревшись под одеялом. Кстати на Карибах было жарко и хватало простыни, пару дней назад я ограничивался пледом, а сейчас только только хватает одеяла. Ночи холодные. Утром поймал двух летучих рыб, то есть отскреб их от палубы и выбросил в океан. Весь день шли не меняя галса, с большой земли передали, что впереди шторм и нам лучше держаться севернее. Из полезных вещей уже делать нечего, все переделано. Попробовал снять коротенький фильм, может выложу его на моем канале Капитан Костя. А все остальное время как в поезде: ел, спал, читал и кино смотрел.
16 сутки. Вечером опять хлопали паруса при недостаточном ветре. Но к ночи ветер усилился. Когда я ложился спать, лодка спокойно шла с полным гротом и зарифленым стакселем. Ночью по прогнозу дождь. Так и получилось усилился ветер и пошёл сильный дождь. Лодка с сильным креном шла заданным с вечера курсом. Я не выходил посмотреть угол ветра и подстроить паруса. Только перед началом дождя успел закрыть брандерщит. Лежал в каюте под одеялом, а наверху творилась катовасия, но паруса не хлопали и скорость была до 11 узлов, значит все норм. Так и проспал до утра с перерывами на контрольное просматривание на автопилот. К восходу солнца дождь закончился, палуба высохла и я стал разбираться с парусами. На гроте надо было взять первый риф, но он по-моему мнению был заведён неправильно, задняя шкаторина паруса не набивалось. Пришлось перезаводить, но сначала я прикрепил мочку на гике под верёвку первого рифа. Пришлось скинуть спрейхуд, одеть жилет, прицепить страховку и на весу почти над водой заниматься ремонтом. На все ушло минут 10-15. Потом подтянул паруса, лодка пошла так же быстро, как при полном парусе, но без крена. Как раз пришло время второго завтрака. Успел перекусить, и задуло сильнее до 32. Опять лодка на боку идёт, и есть все время хочется. Это у меня так морская болезнь проявляется.
17 сутки. Неожиданная задержка ожидает нас впереди. По спутнику обещают шторм, влезать в него не очень хочется, но что бы обойти надо свернуть на Север и пару дней переждать в дрейфе. На дрейф я не согласился, сказал у меня нет столько алкоголя, что бы в дрейфе пару суток лежать. Будем потихоньку подниматься на север. А куда на Север и так по ночам жутко холодно. Влажность 75% и 17 градусов в салоне заставляют надеть свитер и кроссовки. Днём ещё можно иногда в майке вылезти, но только если солнечно.
Провел ревизию своих запасов. Осталось немеренно консерв, макарон, круп и даже сухого пюре. А вот из овощей фруктов две луковицы, десяток лаймов и два банана. Два десятка яиц. Воды тоже много. Можно пойти прямо в Гибралтар, но прогноз плохой по ветру.
Из-за холода ночью спал почти не просыпаясь и даже не выходил наверх смотреть обстановку. А утром забавный эпизод произошел. Я съел банан и выкинул шкурку за борт, не выходя из салона. Шкурка зацепилась за самый кончик удочки стоявшей на корме и стала развиваться как флаг. Жаль сфоткать не успел, настоящий флаг банановой республики.
18 сутки. Мы уже в двух днях от Азор. Но острова накрыл шторм. У нас здесь тоже не весело. Ночь прошла отлично, а утром началось. Ветер поменялся на западный и начал усиливаться в 30 + уз. Я выскочил на верх и убрал грот, на всякий случай обвязал вокруг гика. Оставил 5 часть стакселя. Идём на Север. Начинается шторм ветер 42 уз. Солнца нет и видимо не будет. Мелкий дождь и брызги от волн. Даже не надо напоминать о спасательном жилете. В такую погоду хочется его вообще не снимать, а не только в нем выходить наверх. Включил двигатель зарядить аккумуляторы. До обеда нас штормило и было невесело. Сидел в полном снаряжении и жилете, в кокпите пристегнул удобную подвязку и выходя цеплял к ней карабин жилета. А в середине дня вдруг все стихло и появилось солнце. Подумал, что мы вошли в глаз циклона. Правда потом выяснилось, что это прошел холодный фронт и лодки находятся во фронте оклюзии. Ветер упал до 25-30, но без грота мне было спокойно, регулировал скорость стакселем. Можно было поставить грот на 2 риф, жалко 3 нет. Но волна большая и скорость больше 5 узлов выбрасывает лодку с волны и с сильным ударом плоскодонным носом происходит падение между волн. Вода плотнее асфальта удары происходят такой силы, что вся лодка вибрирует кажется мачта сейчас отвалится. Мне жалко корпус все винты потихоньку выкручиваются, стыки расходятся, это предельные нагрузки на корпус и такелаж. Ночью по прогнозу усиление ветра, поэтому в ночь так и ушел на стакселе. Вторая лодка шла в полумиле с левого борта.
19 сутки. Всю ночь колбасило, в середине ночи ветер усилился. Я увидел, что сильно ушел вперёд и зарифился. В результате, к утру отстал от второй лодки на 4 мили. Так же утром, мы наблюдали удивительное явление. Трек (курс, которым мы прошли) обеих лодок синхронно поменял направление градусов на 10. Что это было? Магнитная аномалия?
Весь день в шторме. Хотя это и не настоящий шторм, просто сильный ветер, но от этого не легче. Шторм классифицируется с 37- 42 узлов, а у нас ветер 35. Но ветер постоянный и дует в этом направлении уже не первые сутки. Успел нагнать океанскую волну. Стоишь в кокпите, смотришь на море, а оно прямо возле борта рукой можно достать, но в следующий момент уже стоишь как на крыше третьего этажа, море далеко внизу. А потом волна уже нависает метра на 3 над лодкой и непонятно, догонит или нет. Я иду к ветру 60°, лодка скатывается с больших валов и забирается на них без проблем, но волны поменьше сильно бьют в корпус. Неприятные ощущения, кажется может нос лодки оторвать или киль отвалится от таких ударов. Зато светит солнце, хотя при этом очень холодно. Я сижу внизу за штурманским столиком. К счастью, я не укачиваюсь, но в такой ситуации, как сейчас все же возникают моменты головокружения, когда сложно оценить где верх и низ. По прогнозу так будет до вечера, утром обещают умеренный ветер.
20 сутки. К ночи раздуло. Ветер поднимался до 44, а это уже сильный шторм. Выходить наверх стрёмно. Такие огромные валы перекатываются по ночному океану, маленькая яхта как игрушечная. Но идёт хорошо, в корму не заливает догоняющая волна, а нос достаточно редко врезается в волну и она перекатывается через всю яхту. Похоже мы выбрали правильный угол к волне и ветру.
Долго не спал, подравнивая ход яхты и курс к партнеру. Потом лег в каюте и уснул, перекатываясь по матрасу. Ночью разбудил писк с кормы. Сразу понятно автопилот потерялся, не может вырулить на курс. Выскочил наверх, скинул авто и попробовал рулить штурвалом. А штурвал не крутится, как будто заклинило. Посмотрел за корму, так бывает если намотается сеть на перо руля. За кормой все нормально. Полез в моторный отсек проверять привод руля. Сразу определил старую болезнь, открутился привод автопилота и шток зажало так, что руль заклинило. Руками освободил шток, потом вытащил инструменты и затянул по новой винт привода штока автопилота. Надо все же сделать там более надёжную систему. До утра ещё немного поспал, а с рассветом разбудил голос из динамика рации. Вызывала соседняя яхта. Ветер сегодня к вечеру закончится, поэтому надо выжимать все возможное. Поставили паруса и пошли 7 узлов. До Азор ещё 190 миль. Нам бы с ветром пройти побольше, а там уже можно и моторить.
21 сутки. Под вечер нас стали догонять две яхты идущие тем же курсом. За ночь расстояние сократилось. Я всю ночь спал, выходил пару раз на минутку проверить обстановку. Утром оказалось, что яхты нас почти догнали. Мы поставили полные паруса и расстояние перестало сокращаться. Ветер ещё есть, но все тише и тише. Волны почти не осталось, так лёгкое покачивание.
Я вчера где-то потерял браслет электронный. Вероятно, все же упал за борт, когда я после шторма возился с парусами. Жалко, конечно. Но океан сегодня мне приподнес свой подарок. Утром на палубе лежал кальмар с ладонь. Будет у меня вкусный обед. Я уже обдал кальмара кипятком и почистил. Зажарю с картофельным пире, запить только нечем. Осталось 50 миль с сегодняшним ветром это часов 10. Вот не помню до какого времени в Орте работает таможня и магазины. Наверное не успеем, придется стоять на якоре до завтра, а за ночь наверняка ещё десяток лодок подойдёт.
Кальмара я приготовил только не с пюре, а зажарил с луком и яичницей. С впереди идущей яхты видели бесхозную деревянную лодочку. Но прошли мимо, не останавливаясь. Видимо после вчерашнего шторма кто то потерял. Я направил яхту по их треку. Расстояние 2 мили. Казалось бы, след в след, но ничего не обнаружил, хотя все глаза просмотрел в бинокль.
Поспал полчасика и вышел на солнечную палубу. Ураааа! Сквозь облачный горизонт виднеется вершина острова. Земляяяя! Включаю интернет. Обычно у высоких берегов связь появляется миль за 20. С появлением интернета заканчивается поиск полезных дел, времени ни на что не остается.
На прощание ко мне подплыли дельфины и сопровождали яхту к берегу.
Шли двумя лодками, спутниковая связь только у меня, поэтому старались не теряться. Это очень просто, надо синхронизировать курс и скорость. С курсом просто, его выставляешь на автопилоте, а скорость регулируется парусами, тут можно поиграться.
Первые три дня шло привыкание и вхождение в автономный режим. Вахт у меня нет, а спать иногда надо. В океане с этим нет проблем если спишь чутко и регулярно просыпаешься. Я для этого сплю в салоне в неудобной позе, хочешь - не хочешь, а проснешься раз в час. Днём при хорошей видимости проще, можно валяться в каюте и даже поспать.
Из экстремального, за эти первые три дня случилось попадание в саргасовы водоросли, сквозь которые тянулся наверное километровый канат. Саргасы здесь везде, они плавают настоящими островами и при слабом ветре их проблематично преодолеть без мотора. Но в этот раз было необычно. С яхты, которая шла впереди, по рации сообщили, что намотали канат и лодка встала. Я принял левее и обходил яхту метрах в 300. Вдруг увидел, что в промежутках между саргасами тянется бирюзового цвета канат. Мотор у меня не работал, значит на винт я не намотаю. Но канат зацепился за киль и так красиво с обеих бортов лодки стал тянуться за мной. Попался! Вторая лодка уже запутавшаяся в этом же канате пыталась освободиться маневрируя. Я взял на ветер и скинул скорость. Была опасность, что наши две яхты спутанные канатом могут встретиться и протаранить друг друга. Но, к счастью мой канат соскочил с киля и не зацепился за винт или перо руля. Вторая яхта тоже быстро освободилась и уже ложилась на курс, как снова запуталась в канате. На этот раз капитан Валентин вытащил его с кормы и не ныряя обрезал канат. А сегодня, в наш 4 день похода, он нырнул и освободил винт от каната. Ветер сегодня ослаб до 15 узлов. Все это Валентин сделал в дрейфе, пока я ремонтировал грот и медленно шел на моторе против ветра.
Сейчас мы идём параллельными курсами под полными парусами. Сегодня воскресенье 15 мая. Впереди нас ждёт зона штиля. Это обычное явление между ветром дующим с востока в сторону Кариб и ветрами выше 20-30 параллели.
Рыбу не ловлю. Здесь есть тунцы и махи-махи, но без холодильника, зачем мне большая рыба. Возиться с ней, засаливать или вялить, так вся лодка будет грязная. А мелкая рыба ко мне сама залетает. Только что на палубе поймал летучую рыбу. Маленькая, выбросил за борт. Пойду консерву открою.
5 день. Вот так консервами и питался. Даже салат не делал из расчета , что пережую и перемешается. Это я про вечер: банка горошка, яйцо и колбаса сырокопченая все это вприкуску. Ветер все слабее. Подходим к зоне штиля. Лодка идёт прямо, почти без крена. Дел можно сделать много, но дел мало, все уже переделаны. Поджал иллюминаторы, подкрутил винты, убрал воду, почитал, поспал, собрал урожай с палубы - две летучие рыбы на сегодня. Становится скучно без ветра. А ещё боремся с программой на телефоне. Настраиваем по рации мою программу, что бы видеть вторую лодку по АИС. Много времени занимает, это хорошо.
Программу настроили, теперь у меня в телефоне карты, АИС и все удовольствия современного картплотера. Все это работает без проводов.
Кроме сна и еды удалось сделать ещё много полезных дел, постираться, помыться, как космонавты, и важное дело переставить палец привода автопилота. Он ужасно шатался и мог просто оторваться, а мне пришлось бы рулить руками.
На обед решил поесть пюре с мясной консервой, типа тушёнки. Консерва оказалась вкусная, напоминала котлету. А с пюре все пошло не так гладко. Оказалось, я набрал сухого пюре, но не взял к нему сухое или долгоиграющие молоко. Развел пакетик водой. Получилось пресновато, попробовал смешать с майонезом, стало ещё хуже. Вообщем, пюре пришлось на 2/3 отдать рыбам. Только из этих 2/3 им досталась наверное 1/3. Мне было очень лень выходить наверх и я запустил в океан пюрешку, не поднимаясь в кокпит. Понятное дело, она в полете расформировалась и часть приземлилась на баночку, как раз на шкоты стакселя.
Пока вытирал, нарисовалась новое событие. Вторая яхта вдруг сменила курс и пошла мне наперерез. Запросил по рации. Оказалось они разглядели слева какой то оранжевый буй. Стали подходить ближе. А любая вещь найденная в океане по морским законам - это Приз и принадлежит нашедшему. Пока шли гадали что это: американский буй прослушки по которому можно непосредственно президенту Америки сказать все, что ты о нем думаешь или закладка контрабандистов с алмазами или мафиозный с непотребным порошком. Оказалось просто оранжевый буй с маленьким кранцем и длинным концом веревки. Брать не стали, сеанс связи с Президентом опять не состоялся. На всякий случай координаты буя 25*49,5N 57*22,2W, но он дрейфует, глубина 6 тысяч метров. Идём дальше. По европейскому времени уже 20.30 а у нас светло, день. Нам ещё несколько часовых поясов надо пройти.
6 день пути, 17 мая 2022. По всем прогнозам ветра нет, а мы идём 8 узлов с хорошим ветром. На второй яхте появилось задымление, стали искать причину, выключили все приборы. Оказалось кабель солнечных панелей закоротил, устраняют, но взволнованы. У меня вроде всё ок. Сегодня буду разбираться с ветроуказателем. Ночью спал как обычно, в неудобной позе на пяточке возле стола, что бы просыпаться и контролировать. Погода была тихая и в середине ночи перебрался в каюту. Ляпотааа, но просыпаться для контроля лодки очень тяжело. Приснилось, что мы купили бочку пива, старую, советских времён, жёлтую на колесах. Наверное Жигулёвского пива. После такого сна просыпался с трудом.
Встретили попутный катамаран, идёт на движках потихоньку, нас догоняет. Мы под парусами делаем 5 узлов. Катамаран без активного АИС, так что узнать откуда и куда нереально. День прошел почти в штиле, еле-еле скорость доходила до 5-6 узлов, к вечеру все скисло до 2-3. Паруса похлопывают на мелкой волне, есть желание убрать их совсем. Связались с Большой землёй, обещают, что ветер догонит, а штиль уходит на Восток. Так что нам нет смысла ускоряться в сторону Востока.
Наверное час говорили по рации со второй яхтой. Пока в низком иллюминаторе, я вдруг не увидел встречное судно. Надо же, не по АИС, а визуально. Все, что можно сделать по лодке уже сделал, даже помыл микроволновку. Что ещё делать в штиль, на мачту? Надо перебрать ветроуказатель, но один не залезешь, а со второй яхты поднимать капитана тоже не прикольно. Сделаем на ближайшей якорной стоянке. Без фанатизма. А сейчас подойду ко второй яхте возьму сухое молоко для пюре на завтра . За молоком зашёл с кормы с включенным двигателем. Под парусами обе яхты. Подошёл носом на метр, капитан забросил мне молоко и я дал задний ход, что бы яхты не стукнулись. Все прошло без замечаний. Сейчас вечер, штиль. Удивительная тишина над океаном, только изредка паруса похлопывают на незаметной волне. Но такой тишины в городе точно не бывает. На много миль вокруг только наши две яхты.
7 сутки. Несмотря на тишину и вечерний штиль ночь была ужасной. Мы скинули паруса на двух яхтах и легли в дрейф что бы выспаться. Ветра всю ночь почти не было, но появилась мелкая незаметная волна и когда яхта вставала к ней бортом, лодку качало, как Ваньку встаньку. Я перекатывался по каюте и все время просыпался. А ещё вечером мимо нас прошёл на движках катамаран с французами. Мы с ними разговаривали по рации, сейчас они где-то далека впереди. День сегодня не особо солнечный иногда моросит дождь, но тепло, я всё ещё в одних шортах. Весь день только ел и спал, полезные дела закончились. Нет, я могу что-то помыть, но для ремонта нужны условия, инструменты и специальные детали. Зато еда была сегодня вкусная. Молоко, полученное с соседней яхты, не пропало даром. Замесил пюре с молоком и развел кипятком, вкусно, как настоящее пюре. Почему интересно сразу так не разводят. К пюре открыл какие то местные шпроты под названием сардина в масле, приемлемо. Идём почти попутным ветром, слегка качает, скорость около 5 узлов, что вполне приемлемо.
8 сутки. Ветер держался почти до обеда. Потом опять наступил штиль. Я весь день занимался ветроуказателем и наполовину победил его. К вечеру он правильно показывал направление ветра, а силу ветра пока не показывает. Перед закатом возле нас прошёл большой сухогруз курсом на Карибы, потом мы поймали несильный ветер из под тучи, поставили паруса и пошли на север. Если проскочить зону штилей там дальше сильные ветра и ураганы, а ещё там жутко холодно. Пытаемся получить прогноз с земли.
9 сутки. Самое большое заблуждение тех, кто хочет перейти океан или подсказывают, как это сделать, но сами не делали, они стараются искать зоны, где меньше ветра. А для яхты нужен ветер и не слабый, узлов от 10-15, тогда у нее будет нормальный ход 7-8 узлов и больше и время перехода океана станет вполне приемлемым 2-3 недели. Вообще то обычная практика для перехода с Кариб в Средиземку, это подняться на Север до Бермудских островов и оттуда повернуть на Азоры. Это классика.
Мы придумали свой новый путь. Проходим зону штиля на буксире. У моей лодки скорость больше, а расход топлива меньше. Я взял вторую лодку на буксир 100 м. и мы со скоростью 3.5 узла идём на обратную сторону штилевой зоны.
10 сутки. Весь вчерашний день и всю ночь океан, как зеркало. Буксирую яхту. Вчера на закате чуть не поймали махи-махи 3-4 кг. Сорвалась перед самой яхтой. Выходим на судоходные пути. Впереди танкер идёт с Америки в ЕС, сзади прошла яхта. Океан красив при штиле. Как в зеркале отражаются облака, закат вчера и восход сегодня были великолепны. Вчера пожарил на обед картошку, которая начала прорастать. Отлично получилось, как дома. От нечего делать занимаюсь всякими необычными вещами. Например помыл газовую плиту, почистил крепления для посуды, подвязал верёвочки на крышках баночек в кокпите. Невозможно только есть, спать, читать и смотреть фильмы. Хочется что то делать, особенно когда не качает, и отличная солнечная погода. Пока иду на моторе у меня много электричества. Заряжаю все, что есть. А холодильник не просто так включил. Положил туда 5 или 6 банок воды по 5 литров. Сейчас они охладятся, теплоемкость воды хорошая, будут ещё несколько дней отдавать холод при выключенном холодильнике.
На соседней лодке, которая тянется за мной на буксире поймали махи-махи. Приготовили обед и позвали меня. Пришлось оставить мою лодку на автопилоте, прыгнуть в океан и вылезти к ним на лодку. А обратно добирался по канату. Только сначала вытянул часть буксирного каната так, что бы мне меньше было выгребать. Прыгнул с канатом в руках в воду и перебирая руками, добрался до своей лодки. Все обошлось, некоторое время моя лодка шла без капитана. Вода теплая, плавал с открытыми глазами, мало ли акула. Но акул не видел. Весь остаток дня так же тянул вторую лодку на буксире. Если немного добавить про ощущения, то с первого раза прыгать в океан без страховки в одних плавках, даже как то не получилось. Пришлось настраивать себя. Постоял на опущенной аппареле, представил все ключевые моменты моего заплыва и возвращения. Подумал, что на мастера спорта я сейчас может и не проплыву 100 метров, но 10-20 метров если яхта будет удалятся наверняка смогу выполнить такой норматив. Попросил с соседней лодки скинуть в воду конец, за который я зацеплюсь, когда буду проплывать. Сделал ход моей лодки поменьше, примерно узла два. Потрогал несколько раз воду, не холодная ли, потом уже залез в воду и оказался между яхтами. На некоторое время почувствовал себя утопающим или , наверное, правильнее спасаемым в океане.
11 сутки. До утра буксировал вторую лодку. Утром появился небольшой попутный ветерок. Решили перейти на паруса. Но не просто скинуть буксировочный конец, а передать на нем с той лодки для меня резервную канистру с топливом. А то я весь свой резерв залил вчера в бак. Кстати, для канистр у нас на каждой яхте есть небольшие помпы для перелива топлива которые работают от батареек.
Яхта шла всего три узла, конец болтался в море на 100 метров, к нему привязана канистра 20 литров. И вот всю эту конструкцию я вытягивал из океана руками, вместо зарядки перед завтраком. А потом поставили паруса и пошли с попутным ветром.
После обеда резко поменялась погода. Вроде бы все как вчера, но вчера было лето, а сегодня вдруг весна. На солнце так же жарко, но ветер холодный, а в океане плавают Португальские кораблики. Это ядовитые медузы с парусом и длинными щупальцами. Ходить босиком стало холодно, какие то может доли градуса, может пару градусов, но это уже не лето - весна или осень. Хорошо хоть впереди Средиземка и настоящее лето. Мы в судоходной зоне, на порядок увеличилось количество встречных судов. К счастью, мы с активными АИСами и нас обходят стороной.
12 сутки. Ночью шли с креном на правый борт. Я спал в салоне и все время скатывался на пол. Только утром нашел удобное место с опорой ногами в мачту. Весь день никого не встретили. Стало реально прохладно. Ветер не порывистый, но и не похож на океанский. Направление и сила часто меняются, приходится перенастраивать паруса. После обеда пошли попутным ветром, и я оставил только стаксель. Приличная скорость и грот не мешает ветру раздувать стаксель. По спутнику передали уходить на восток, Северо-Восток, так чтобы не потерять ветер. Так и пойдем по ветру до утра. Когда проверял стаксель, обратил внимание на три протертости на нижней шкаторине паруса. При сильном ветре или на порывах может порваться. Одел жилет, взял швейные принадлежности и сел на носу зашивать. Но затея не удалась, стаксель все время в движении. Я даже не успел закончить первую заплатку, как у меня сломалась иголка. Второй раз решил не экспериментировать. Лучше подготовлю запасной стаксель, который лежит в каюте. Там тоже надо кое что подшить.
Сегодня вкусно пообедал. Сделал салат из двух яиц, зелёного горошка, половины луковицы и сосиски из консервы. С майонезом и оливковым маслом, в которое я макал хлеб, пошло на ура.
13 сутки. Сегодня совсем обнаглел. Лег и спал в каюте, не стал мучить себя неудобными позами для регулярного просыпания. Уже привык, ночью и так просыпаюсь и контролирую обстановку. Вот только замёрз под простыней и пледом. Ветер, который с кормы задувал в салон был совсем не теплый.
А день прошел как обычно. Качало умеренно и пришлось искать себе полезные занятия. Наконец то зашил резервный парус, который лежит у меня в носовой каюте. Опять пару часов занимался ветроуказателем. При проверке появляется надпись, типа ищите контакт. Вот я его и искал, не нашел. Так и показывает мой ветроуказатель только направление ветра. Ветроуказатель, который показывает только направление, но не силу ветра полезен на 50%. Куплю к нему ручной анемометр. За сутки, как и в предыдущие прошли 131 милю. Распорядок дня у меня уже полностью наладился. Каждый день: полезные дела (если удается их придумать или найти, что ещё не сделано), трёх - четырех разовое питание, чтение, просмотр кинофильма, спорт типа бег на месте и отжимание. Воды у меня осталось наверное половина бака. Всего баков два по 170 литров, один бак закончился, но из-за качки стрелка так и показывает полный бак. Возможно, там есть ещё литров 20. В резерве ещё штук 20 бадеек по 5 литров. Надо будет перелить в бак.
14 сутки. Под утро нас догнал грозовой фронт. Проходить его ещё то удовольствие. Под черными тучами порывы ветра в два раза сильнее, чем тот с которым идёшь и направление может меняться. Если не приготовиться заранее можно порвать паруса. Но обычно, есть несколько минут перед порывами. Я успел выскочить подрифить стаксель и немного поменять курс. Потом закрыться в яхте и сидеть ждать когда все пройдет. Но пару раз все же пришлось под ливень выползать корректировать курс, что бы паруса не хлопали. По рации связывались с соседней яхтой, там тоже был аврал. К рассвету все закончилось и я опять лег спать.
Кстати о сне. Удивительное дело, здесь все время сняться полномасштабные, цветные и очень интересные сны. Вроде спишь урывками, но каждый раз новое кино. Очень интересно, но странно почему так. Особенно, когда мы проходили вблизи Бермудского треугольника. Точно, там какая то аномалия есть. До Азор осталось 840 миль.
15 сутки. Ночью ветер немного стих, и от большой океанской волны стал хлопать парус. Так он может порваться на раз два. Долго пристраивался к курсу, на котором будет безопасно идти, вторая лодка за это время ушла на пару миль вперёд. Пришлось по рации будить капитана и просить зарифиться, что бы догнать его. Потом спал до утра в каюте, пригревшись под одеялом. Кстати на Карибах было жарко и хватало простыни, пару дней назад я ограничивался пледом, а сейчас только только хватает одеяла. Ночи холодные. Утром поймал двух летучих рыб, то есть отскреб их от палубы и выбросил в океан. Весь день шли не меняя галса, с большой земли передали, что впереди шторм и нам лучше держаться севернее. Из полезных вещей уже делать нечего, все переделано. Попробовал снять коротенький фильм, может выложу его на моем канале Капитан Костя. А все остальное время как в поезде: ел, спал, читал и кино смотрел.
16 сутки. Вечером опять хлопали паруса при недостаточном ветре. Но к ночи ветер усилился. Когда я ложился спать, лодка спокойно шла с полным гротом и зарифленым стакселем. Ночью по прогнозу дождь. Так и получилось усилился ветер и пошёл сильный дождь. Лодка с сильным креном шла заданным с вечера курсом. Я не выходил посмотреть угол ветра и подстроить паруса. Только перед началом дождя успел закрыть брандерщит. Лежал в каюте под одеялом, а наверху творилась катовасия, но паруса не хлопали и скорость была до 11 узлов, значит все норм. Так и проспал до утра с перерывами на контрольное просматривание на автопилот. К восходу солнца дождь закончился, палуба высохла и я стал разбираться с парусами. На гроте надо было взять первый риф, но он по-моему мнению был заведён неправильно, задняя шкаторина паруса не набивалось. Пришлось перезаводить, но сначала я прикрепил мочку на гике под верёвку первого рифа. Пришлось скинуть спрейхуд, одеть жилет, прицепить страховку и на весу почти над водой заниматься ремонтом. На все ушло минут 10-15. Потом подтянул паруса, лодка пошла так же быстро, как при полном парусе, но без крена. Как раз пришло время второго завтрака. Успел перекусить, и задуло сильнее до 32. Опять лодка на боку идёт, и есть все время хочется. Это у меня так морская болезнь проявляется.
17 сутки. Неожиданная задержка ожидает нас впереди. По спутнику обещают шторм, влезать в него не очень хочется, но что бы обойти надо свернуть на Север и пару дней переждать в дрейфе. На дрейф я не согласился, сказал у меня нет столько алкоголя, что бы в дрейфе пару суток лежать. Будем потихоньку подниматься на север. А куда на Север и так по ночам жутко холодно. Влажность 75% и 17 градусов в салоне заставляют надеть свитер и кроссовки. Днём ещё можно иногда в майке вылезти, но только если солнечно.
Провел ревизию своих запасов. Осталось немеренно консерв, макарон, круп и даже сухого пюре. А вот из овощей фруктов две луковицы, десяток лаймов и два банана. Два десятка яиц. Воды тоже много. Можно пойти прямо в Гибралтар, но прогноз плохой по ветру.
Из-за холода ночью спал почти не просыпаясь и даже не выходил наверх смотреть обстановку. А утром забавный эпизод произошел. Я съел банан и выкинул шкурку за борт, не выходя из салона. Шкурка зацепилась за самый кончик удочки стоявшей на корме и стала развиваться как флаг. Жаль сфоткать не успел, настоящий флаг банановой республики.
18 сутки. Мы уже в двух днях от Азор. Но острова накрыл шторм. У нас здесь тоже не весело. Ночь прошла отлично, а утром началось. Ветер поменялся на западный и начал усиливаться в 30 + уз. Я выскочил на верх и убрал грот, на всякий случай обвязал вокруг гика. Оставил 5 часть стакселя. Идём на Север. Начинается шторм ветер 42 уз. Солнца нет и видимо не будет. Мелкий дождь и брызги от волн. Даже не надо напоминать о спасательном жилете. В такую погоду хочется его вообще не снимать, а не только в нем выходить наверх. Включил двигатель зарядить аккумуляторы. До обеда нас штормило и было невесело. Сидел в полном снаряжении и жилете, в кокпите пристегнул удобную подвязку и выходя цеплял к ней карабин жилета. А в середине дня вдруг все стихло и появилось солнце. Подумал, что мы вошли в глаз циклона. Правда потом выяснилось, что это прошел холодный фронт и лодки находятся во фронте оклюзии. Ветер упал до 25-30, но без грота мне было спокойно, регулировал скорость стакселем. Можно было поставить грот на 2 риф, жалко 3 нет. Но волна большая и скорость больше 5 узлов выбрасывает лодку с волны и с сильным ударом плоскодонным носом происходит падение между волн. Вода плотнее асфальта удары происходят такой силы, что вся лодка вибрирует кажется мачта сейчас отвалится. Мне жалко корпус все винты потихоньку выкручиваются, стыки расходятся, это предельные нагрузки на корпус и такелаж. Ночью по прогнозу усиление ветра, поэтому в ночь так и ушел на стакселе. Вторая лодка шла в полумиле с левого борта.
19 сутки. Всю ночь колбасило, в середине ночи ветер усилился. Я увидел, что сильно ушел вперёд и зарифился. В результате, к утру отстал от второй лодки на 4 мили. Так же утром, мы наблюдали удивительное явление. Трек (курс, которым мы прошли) обеих лодок синхронно поменял направление градусов на 10. Что это было? Магнитная аномалия?
Весь день в шторме. Хотя это и не настоящий шторм, просто сильный ветер, но от этого не легче. Шторм классифицируется с 37- 42 узлов, а у нас ветер 35. Но ветер постоянный и дует в этом направлении уже не первые сутки. Успел нагнать океанскую волну. Стоишь в кокпите, смотришь на море, а оно прямо возле борта рукой можно достать, но в следующий момент уже стоишь как на крыше третьего этажа, море далеко внизу. А потом волна уже нависает метра на 3 над лодкой и непонятно, догонит или нет. Я иду к ветру 60°, лодка скатывается с больших валов и забирается на них без проблем, но волны поменьше сильно бьют в корпус. Неприятные ощущения, кажется может нос лодки оторвать или киль отвалится от таких ударов. Зато светит солнце, хотя при этом очень холодно. Я сижу внизу за штурманским столиком. К счастью, я не укачиваюсь, но в такой ситуации, как сейчас все же возникают моменты головокружения, когда сложно оценить где верх и низ. По прогнозу так будет до вечера, утром обещают умеренный ветер.
20 сутки. К ночи раздуло. Ветер поднимался до 44, а это уже сильный шторм. Выходить наверх стрёмно. Такие огромные валы перекатываются по ночному океану, маленькая яхта как игрушечная. Но идёт хорошо, в корму не заливает догоняющая волна, а нос достаточно редко врезается в волну и она перекатывается через всю яхту. Похоже мы выбрали правильный угол к волне и ветру.
Долго не спал, подравнивая ход яхты и курс к партнеру. Потом лег в каюте и уснул, перекатываясь по матрасу. Ночью разбудил писк с кормы. Сразу понятно автопилот потерялся, не может вырулить на курс. Выскочил наверх, скинул авто и попробовал рулить штурвалом. А штурвал не крутится, как будто заклинило. Посмотрел за корму, так бывает если намотается сеть на перо руля. За кормой все нормально. Полез в моторный отсек проверять привод руля. Сразу определил старую болезнь, открутился привод автопилота и шток зажало так, что руль заклинило. Руками освободил шток, потом вытащил инструменты и затянул по новой винт привода штока автопилота. Надо все же сделать там более надёжную систему. До утра ещё немного поспал, а с рассветом разбудил голос из динамика рации. Вызывала соседняя яхта. Ветер сегодня к вечеру закончится, поэтому надо выжимать все возможное. Поставили паруса и пошли 7 узлов. До Азор ещё 190 миль. Нам бы с ветром пройти побольше, а там уже можно и моторить.
21 сутки. Под вечер нас стали догонять две яхты идущие тем же курсом. За ночь расстояние сократилось. Я всю ночь спал, выходил пару раз на минутку проверить обстановку. Утром оказалось, что яхты нас почти догнали. Мы поставили полные паруса и расстояние перестало сокращаться. Ветер ещё есть, но все тише и тише. Волны почти не осталось, так лёгкое покачивание.
Я вчера где-то потерял браслет электронный. Вероятно, все же упал за борт, когда я после шторма возился с парусами. Жалко, конечно. Но океан сегодня мне приподнес свой подарок. Утром на палубе лежал кальмар с ладонь. Будет у меня вкусный обед. Я уже обдал кальмара кипятком и почистил. Зажарю с картофельным пире, запить только нечем. Осталось 50 миль с сегодняшним ветром это часов 10. Вот не помню до какого времени в Орте работает таможня и магазины. Наверное не успеем, придется стоять на якоре до завтра, а за ночь наверняка ещё десяток лодок подойдёт.
Кальмара я приготовил только не с пюре, а зажарил с луком и яичницей. С впереди идущей яхты видели бесхозную деревянную лодочку. Но прошли мимо, не останавливаясь. Видимо после вчерашнего шторма кто то потерял. Я направил яхту по их треку. Расстояние 2 мили. Казалось бы, след в след, но ничего не обнаружил, хотя все глаза просмотрел в бинокль.
Поспал полчасика и вышел на солнечную палубу. Ураааа! Сквозь облачный горизонт виднеется вершина острова. Земляяяя! Включаю интернет. Обычно у высоких берегов связь появляется миль за 20. С появлением интернета заканчивается поиск полезных дел, времени ни на что не остается.
На прощание ко мне подплыли дельфины и сопровождали яхту к берегу.
Выберите маршрут путешествия на яхте
Незабываемые путешествия на яхте с надежным капитаном по цене обычного отдыха в отеле